
... Изучить ФВ-190 в НИИ ВВС удалось после того, как истребитель 54-й эскадры из-за не отрегулированного оружия отстрелил себе лопасти винта и совершил вынужденную посадку. Инженер НИИ ВВС П. Оноприенко и летчик-испытатель Ю. Антипов обнаружили в новом самолете много достоинств. Это и необычно мощное стрелково-пушечное вооружение (вес секундного залпа 4,93 кг), и высокая живучесть конструкции, и хороший обзор во все стороны, и полная автоматизация управления всеми агрегатами винтомоторной группы, и прекрасное оборудование, и удачное выполнение отдельных узлов и агрегатов. В то же время, в отличие от Великобритании, в нашей стране высоких отзывов самолет не получил. Отмечалось, что он перетяжелен, имеет большой пробег и разбег, плохой вертикальный маневр. По скорости и скороподъемности до высоты 4000 м машина уступала серийным советским истребителям, построенным в 1943 г....
... Первые FW-190 появились на восточном фронте 6 сентября 1942 года в составе I группы JG 51, её перебросили под Ленинград (возле Любани). В декабре этого же года этими же самолётами была перевооружена и III группа и 6-я эскадрилья JG 51.
Перед началом весны 1943 года FW-190 получила эскадра JG 54 «Зелёное сердце» («Grünherz»)[2].
До конца 1943 года JG 51 и JG 54 постоянно перебрасывались с одного участка фронта на другой (там где была угроза наступления Красной армии). Так что они появлялись в небе от Ленинграда и до Орла...
... В составе 51-й Истребительной Эскадры (Ягдтгешвадер-51) Люфтваффе они весьма эффективно сражались под Демянском с советскими штурмовиками и бомбардировщиками, если те летели без истребительного прикрытия. Было зафиксировано несколько случаев, когда целые подразделения советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2 были практически полностью уничтожены истребителями ФВ-190. В массовом количестве истребители ФВ-190 серий А-4 и А-5 применялись в сражениях на Курской дуге...
Дед с 1942 летал на Пе-2 (после того, как полк к августу 1941 в боях потерял ВСЕ самолёты СБ, их бросали на штурмовку наступающих колонн без прикрытия) и рассказывал, что от вооруженных пулеметами Me-109 еще можно было успешно отстреливаться и уйти, особенно, если в строю и бомбы уже сброшены, мессеров даже сбивали иногда, если удавалось их подловить под носовой залп. Мессеры сперва убивали стрелка-радиста сзади, а затем методично кромсали самолёт. На это нужно время.
А, вот, против Фокке-Вульф в пешки были бессильны совсем. Немцы на FW-190 абсолютно безнаказанно расстреливали пикировщиков из пушек с расстояния, недоступного бортовым 7,62 пулемётам ШКАС Если даже в них удавалось попасть, эффект был малозначимый. Они ж ещё и бронированные.
Сбросить бомбы и попытаться уйти на скорости нельзя, разбить строй и отвернуть нельзя - "вредительство". Сделает фоккер заход, даёт залп-другой, все, твой самолет горит и падает. Успеть бы выпрыгнуть. А он уже следующего долбит.
Как в кошмарном сне.