lepestriny (lepestriny) wrote,
lepestriny
lepestriny

"Futurum ein, futurum zwei…"

"...В случае же духовной традиции транслируется принципиально иное содержание. Никаких сущностей здесь не выделишь. Если бы та цель, к которой нужно продвигаться, присутствовала в здешней реальности, то она тоже была бы описуема с помощью каких-то сущностей, и духовная традиция тоже транслировала бы сущности. Но цель отсутствует, ее нет в горизонте здешнего бытия, ни в какую сущность ее не оденешь, не облечешь. Соответственно, транслируется духовной традицией только голый опыт энергии устремления, сугубо личностные содержания. Личностный опыт, который на нормативном языке не передается. А передается исключительно способами личного общения.
...Духовная традиция несет с собой принципиально личностную стихию. Другие традиции не связаны непременно с этим условием. Это не значит, что они все безличны. В культурную традицию входит эстетический, художественный опыт. Он, безусловно, включает в себя существенные личностные компоненты, он транслируется эмоционально; он транслируется в общении в художественном акте, который достаточно сложно философски концептуализовать. Это опыт личностный, не аристотелианский, скажем так. Но культурная традиция в целом не связана специфично с личностной стихией. Она очень свободно может быть и имперсональной. То есть все ее институции, по определению, имперсональные. И школа, которую все мы проходили, — имперсональная институция. Вот коренные отличия культурной традиции от традиции духовной.
В духовной традиции, конечно, тоже есть обучение. Как оно происходит? Оно происходит не посредством школы, а посредством создания некоторой специфической, опять же антропологической, двоицы: учитель — ученик, старец — послушник (такой словарь в православии). И внутри этой диады происходит обучение, трансляция вот этого неаристотелианского опыта сугубо личностными путями. Путями общения. А не путем научения неким нормам, идеям, ценностям, законам, сущностям. Во все это опыт духовной практики не облечешь. Это имперсональной язык.
Еще одна особенность духовной традиции заключается в том, что все остальные включают лишь элементы личностной стихии, но ими не исчерпываются. Духовная же традиция существует исключительно в личностной стихии..."
Полностью тут: Лекция Сергея Хоружего:
"Духовная практика и духовная традиция. Концепт"
http://www.polit.ru/lectures/2004/09/28/horuzhiy.html

Персоналия: http://www.patriarchia.ru/db/text/76676.html


"...идеология прогресса, характеризовавшаяся таким вот победительным настроением, против нее постепенно нарастали как теоретические аргументы, так и практические обстоятельства. Сегодня весь этот процесс преодоления метафизики – он еще называется философией – можно считать уже завершенным. Можно эти аргументы уже и не развертывать лишний раз. Как факт мы сегодня констатируем, что и по теоретическим, и по практическим причинам сегодня вот этот вектор самоощущения, самооценки человека решительно изменился, притом, что технологических причин к этому особых нет. Технологический вектор не изменился: продолжается экспансия освоения реальности. Мне самому приходилось участвовать во вполне научных программах установления контактов с внеземными цивилизациями, но при всем том антропологический-то вектор сменился на противоположный. Человек уже смотрит на себя не столько как на развертывающееся беспредельно существо. Он скорее понимает себя в элементе некоторого свертывания, сужения антропологического горизонта...
... в широком смысле вот эту негативную тенденцию я и называю трендом, к постчеловеку направленным. И основные проявления этого тренда уже сегодня зашли очень далеко. Речь идет уже не об отдельных критических аргументах, которые в адрес человека просвещения были. Речь идет о достаточно радикально другом образе человека. Те наиболее известные знаменитые концепции, которые европейской мыслью выдвигались за последние двадцать-тридцать лет, уже по другую сторону всего этого. Это уже радикально другая антропология. У Мишеля Фуко очень известное построение. Он в последние годы своей жизни выдвинул достаточно впечатляющую антропологическую программу, которая описывала человека уже не старым метафизическим образом, по-новому, на базе его практик, и, прежде всего, таких практик, в которых человек сам строит себя. Он их и назвал «практиками себя». Так вот, на таком новом и весьма научно-перспективном языке, на языке «практик себя» какую же он создал модель? Модель, которая по отношению к классическому человеку девятнадцатого века разительно отличается в сторону каких-то таких уже жутковатых образов. Это предельно участненный человек, который ставит во главу угла какую-то свою частную черточку, отнюдь не какие-то свои высшие духовные устремления, которые он прежде собирался реализовывать, а, как Фуко выражает, скажем, «способ получения удовольствия». И возникает предельно, вместо таких качеств, как универсальность, общечеловечность, они все уходят и растворяются. Человеческое сообщество сменяется каким-то таким набором, ансамблем меньшинств, каждое из которых себя определяет каким-то своим способом получения удовольствия, автономизируется.
Ну, конкретнейшим образом он рассматривал типичные меньшинства, которые в западном мире сегодня очень активно так вот социализируются, институционализируются по практикам получения удовольствия: гомосексуалистские, сексуальные меньшинства, определяющие на почве наркозависимости, на почве какого-то экстремального опыта...
...В это же время уже не у таких утонченных гуманитариев, а в других слоях культурного сообщества развиваются техногенные, компьютерные выходы к таким же разлагающим человека сценариям. Они более простоваты, если угодно, но более решительны и более практически просматриваемы. Это выходы к киборгам, к мутантам..."
Недавнее, ОЧЕНЬ интересное интервью: http://www.finam.fm/archive-view/621/#
Навел formargo

Что сказать... Тоньше стали работать. Вплотную подошли к идее материализации слов.
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments