lepestriny (lepestriny) wrote,
lepestriny
lepestriny

Category:

Главное условие капитализма - иметь безземельных людей, которые будут платить за жильё и питание...

Бескровный анархизм, co-housing и чулки в сеточку

Публикуем разговор с немецким архитектором, анархистом, создателем и активным участником проектов левоориентированной направленности Ларсом Ланге.

..А что такое анархизм персонально для тебя, что ты имеешь в виду, когда говоришь: «я — анархист»?
Л.Л.: Я не согласен с тобой, что институции, если мы говорим о государственной власти, могут быть чем-то хорошим, по крайней мере, если речь идёт о каких-то больших структурах (в противном случае нам стоит определиться с тем, что мы подразумеваем под «институциями»). Лично я чётко вижу параллель между историей институций и историей угнетения вообще.
А когда я говорю, что я анархист, это означает: «я хочу иметь право сам себя организовывать». Анархия, в общем-то, и есть самоорганизация в первую очередь.
Мы как будто связаны какими-то договорами, которые никогда не подписывали. И это неправильно. Никто меня не спрашивал, какой я хочу быть нации, какое хочу правительство, страну.
Существует проблема в понимании самого термина «анархия». Я могу процитировать Википедию: «Анархия (от др.-греч. ἀναρχία “безначалие, безвластие или неподвластность, независимость”) представляет собой идею отсутствия власти в отношении общества, группы лиц или отдельно взятого человека».
Это определение может ввести в заблуждение. Я сам долгое время думал, что быть анархистом означает не следовать правилам и делать всё, что захочешь. Но это не так, ту же самую статью в Вики стоит читать внимательно от начала и до конца, там всё объясняется. Анархию часто ассоциируют с хаосом, но это неверно: наша текущая система, в которой миллионы умирают каждый год, миллионы страдают от голода, политическая нестабильность не уменьшается, а риски её нарушения только растут, — это и есть самый настоящий хаос. Грубо говоря, капитализм — это хаос!
Анархию же я предлагаю рассматривать в позитивном ключе, а не просто как отсутствие правил. Вообще мне на самом деле ближе другой термин — аутопоэзис (др.-греч. αὐτός ауто- — сам, ποίησις — сотворение, производство). Он означает самопостроение, самовоспроизводство, репликацию живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт. Стоит сконцентрироваться именно на этом, на самовоспроизводстве, а не на лидерстве и власти, и при этом создавать что-то, быть креативными. Поэтому я бы назвал себя скорее последователем аутопоэзиса, чем анархистом.
Термин аутопоэзис был впервые введён в 1972 году Варелой и Матураной, двумя чилийскими микробиологами. Позднее он был адаптирован немецким социологом Никласом Луманом для его теории систем. И теперь мы видим, какой смысл это понятие обретает в политическом поле.
К.А.: Интересно, что авторы теории аутопоэзиса Матурана и Варела упоминались и в предыдущем нашем интервью, когда Евгения Суслова говорила об их концепции когнитивного круга. Примечательная перекличка.
К заблуждениям относительно трактовки понятий и к вопросам терминологии мы, я думаю, вернёмся чуть позже. А пока скажи, есть ли у тебя видение того, что нужно сделать, чтобы описанную ситуацию изменить?
Л.Л.: Важно в первую очередь думать о том, что делать, чего мы хотим и как нам это получить. Первым шагом к тому, чтобы изменить что-то, является тщательный анализ. Так что я не совсем согласен с Марксом, когда он в «Одиннадцати тезисах о Фейербахе» говорит, что «Философы до сих пор только интерпретировали мир различными способами, пришло время изменить его».
Если ты хочешь построить новый дом, то разумно будет сначала разработать план. Конечно, можно просто начать строить и посмотреть, что получится. Но большинство из нас предпочтёт для начала увидеть перед собой схему.
Итак, если я прав относительно того, что изменить существующую систему невозможно, став её частью, то это значит, что нам следует создать свою собственную систему, свои подсистемы, и соединить их горизонтальными связями так, чтобы больше не зависеть от существующей системы. Этот метод описан архитектором Бакминстером Фуллером: «Ты никогда не изменишь положение вещей, если будешь противостоять существующему… Чтобы изменить что-то, построй новую модель, которая сделает текущую модель устаревшей».
Что является основной причиной несвободы? То, что мы живем в мире занятых пространств. Кто-то, а не мы, владеет квартирами, в которых мы живем, кто-то, а не мы, владеет землёй, которая нас кормит. Таким образом, основные права человека — жить в собственном доме и выращивать собственную еду — стали источником богатства для очень небольшой группы людей, для элиты.
Капитализм начинается с того, что Маркс называл «первоначальным накоплением капитала». Когда одни люди, утратив своё право на землю, потеряли возможность сами прокормить себя и стали зависеть от наёмного труда, обогащающего других людей. А дальше происходит «отчуждение», когда рабочая сила превращается в товар. Это главное условие капитализма: вы должны иметь безземельных людей, которые будут платить за жильё и питание. Конечно, нужно кое-что ещё, но нам важен именно этот аспект.
Таким образом, мы чётко видим границу, которая отделяет нас от свободы: существование частной собственности, особенно частной собственности на землю и здания. Что нам с этим сделать, как это изменить?
Процитирую одного из самых известных русских анархистов, Михаила Бакунина: «мы должны распространять наши принципы уже не словами, а делом, — ибо это наиболее народная, наиболее могучая и наиболее неотразимая пропаганда». В дальнейшем, эта «пропаганда действием» сработала таким образом, что анархизм стал широко известен как наиболее жестокая форма сопротивления, основанная на насилии. В то время появились анархисты, которые пытались покончить с элитой, с классовым разделением. Это историческое анархическое движение, «пропаганда действием», террор против элиты, стало причиной для обвинения анархии в стремлении к хаосу.
Но убийство людей, даже, возможно, заслуживающих этого, является формой проявления власти, причём высшей формой. В то время как анархия, как мы знаем, означает отсутствие власти. Получается, что мы должны властвовать, чтобы избавиться от властителей?
Я уверен, что у нас достаточно альтернатив.
К.А.: Вспоминается наш первый разговор — мы начали говорить о Бакунине и Кропоткине через две минуты после знакомства. Возможно, мы ещё вернёмся к ним в ходе этой беседы.
А альтернатив, безусловно, большое количество, к ним давай и перейдём. Я знаю немного о твоих проектах (магазин экологически чистых продуктов, анархистский фестиваль в Кёльне, архитектурные разработки и т.д.) — расскажи о них подробнее...

Далее тут - https://avtonom.org/news/beskrovnyy-anarhizm-co-housing-i-chulki-v-setochku


http://rachelarchitektur.de
Tags: полезные ссылки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments