lepestriny (lepestriny) wrote,
lepestriny
lepestriny

Categories:

Ренессанс мюнхенского трамвая

Оригинал взят у alzel в Ренессанс мюнхенского трамвая
Долго думал, что же из Мюнхена показать. Но поскольку попутно читаю книжку про мюнхенский трамвай, сам невольно смотрю и изучаю историю его линий.

Наиболее полный и рекомендуемый к предварительному изучению русскоязычный материал по этой теме размещён на сайте Александра Елагина.
Если считать это исходным материалом, то тут будет что-то типа продолжения и развития той истории, тем более, что в Мюнхене открыли новые линии.
В этой заметке уделим внимание новым линиям мюнхенского трамвая, открытым за последние 20 лет.



Отношение в Мюнхене к трамваю изменилось в конце 80-х - начале 90-х. Вплоть до 1993 года в баварской столице делали ставку на развитие метро, попутно снимая трамвайные линии. В конце 1980-х поняли, что трамвай может выгодно помогать в перевозках на хордовых направлениях, а теперь ещё поняли, что метро строить слишком дорого (тем более, что в центре Мюнхена уже сформирована сеть из 3-х основных линий+1 подземной линии электричек), и куда выгоднее строить трамвайные линии.

Далее в рассказе будут ссылки на линии, актуальную схему которых можно посмотреть тут или тут (схема с перспективными линиями)

Первой после 1993 года (последнее закрытие и минимальная длина сети) 1 июня 1996 г. открыли линию Hauptbahnhof - Romannplatz 17-го маршрута от главного вокзала по Arnulfstrasse к дворцу Нимфенбург. Линию построили заново - по этой же улице трамвай ходил до 1983 года. Правда, начальный отрезок трассы у вокзала сняли ещё раньше - в конце 1960-х из-за строительства тоннеля для S-Bahn'а. После этого трамваи с Arnulfstrasse стали поворачивать на юг и идти в обход центра.
Теперь же новый 17-й маршрут пошёл мимо вокзала через основные пересадочные узлы у центральной части Мюнхена.


Теперь весьма показательные цифры. Линию решили восстанавливать, прогнозируя на ней пассажиропоток 11000 человек в день. После пуска движения, перевозки на маршруте составили 14000 пассажиров в день. Учитывая всё возрастающий объём перевозок, с 13 сентября 1999 г. интервал движения по линии сократили с 10 до 5 минут, пустив дополнительный укороченный маршрут № 16. После этого пассажиропоток на линии достиг 24000 человек в день!

Следующей 8 октября 1997 года восстановили хордовую линию Max-Weber-Platz - Ostfriedhof на востоке города, по которой продлили маршруты 15 и 25. Старая линия существовала до 1968 года.
И тут, несмотря на незначительную протяжённость (всего 2,2 км и 3 остановки), линия показала хорошие цифры, и пассажиропоток продолжает увеличиваться: в 2012 году трамваем тут воспользовались на 12% больше пассажиров, чем в 2007 году, и на 40% больше, чем при пуске движения в 1997 году!


Часть этой линии проходит через пешеходную зону.


В 2009 году открыли линию 23-го маршрута, которая впервые с 1974 года стала настоящей новой трамвайной линией в Мюнхене (предыдущие открытые линии считают за восстановление старых, хотя по факту их строили заново). Особенностью линии является то, что маршрут не пересекается с другими трамвайными маршрутами, а для "нулевых" рейсов из депо и обратно дополнительно пришлось строить (точнее, восстанавливать снятую в 1971 г.) короткую линию из двух перегонов от Scheidplatz до Parzivalplatz.

Интересна история проектирования линии.
Ещё в апреле 1993 года было принято решение о размещении на месте бывшей промзоны на севере о района Швабинг (Schwabing) новой застройки с 6000 жителей и 18000 рабочих мест. На месте бывшей подъездной железнодорожной ветки предусматривалось прохождение трамвайной линии. А вот с дальнейшей трассой маршрута (к какому метро подводить) - были варианты.
В ноябре 2002 года Мюнхенгортранс (MVG) представил 2 варианта трассы:
Первый - от Scheidplatz к Parzivalplatz (и дальше в район Schwabing-Nord - тут уже трасса была определена), второй - от более близкой к центру станции Münchner Freiheit по прямой к Parzivalplatz. По второму варианту также приходилось строить и технологическую 900-метровую линию к Scheidplatz из 1-го варианта.
В апреле 2003 года MVG представил ещё один вариант. По нему предусматривалась линия от Schwabing-Nord до Münchner Freiheit и далее на соединение с линией 12-го маршрута через Herzogstrasse. Преимущество этого варианта с точки зрения пассажиропотока было очевидно: это позволило бы объединить проектируемый 23-й маршрут с хордовым 12-м и заменить популярный автобус № 33 (сейчас - 53), который ходит именно к крупному узлу Münchner Freiheit. По этому направлению спрогнозировали поток 20000 пассажиров в день, с дальнейшим потенциалом к увеличению.
Однако, реализации этого варианта помешали жители этой самой Herzogstrasse (панорама улицы), которые восстали резко против трамвая с различными аргументами, как то: повышенный шум, ликвидация парковочных мест вдоль улицы, повышение аварийности...
К сожалению, в июле 2003 года под натиском этих избирателей, был принят 2-й вариант трассировки линии.
Таким образом, 12 декабря 2009 года началось регулярное движение по новому маршруту № 23 Münchner Freiheit - Schwabing Nord.
Вот уже знакомый некоторым глава Мюнхенгортранса Herbert König презентует новый маршрут:
Кстати говоря, именно с именем Кёнига мюнхенцы ассоциируют "ренессанс" трамвая - пост главы транспортной компании Мюнхена он занимает с 1992 года.
На новой линии длиной 4,1 километра специально для трамвая построили вот такой мост.
.
А символом линии (да и вообще, весьма популярной картинкой) стала конструкция навеса над конечной остановкой Münchner Freiheit (на заглавном фото).

Через 2 года, 10 декабря 2011 года, открыли ещё одну протяжённую новую линию - в северо-восточной части Мюнхена от Effnerplatz до St. Emmeram.

Линия включила в себя участок Effnerplatz - Cosimapark, который действовал с 1970 года и был закрыт "временно" в 1980 году из-за строительства метро (линия U4).
В рекламном агит-проспекте про новую линию описывались её преимущества: "4,3 километра по путям в траве", "возможность пересадки на все линии метро и S-Bahn"... И действительно, в районе, который охватила линия, проживает около 5000 человек и есть ещё около 900 рабочих мест. Вместо 59-го "метробуса", который подвозил только до ближайшей станции метро U4, на трамвае можно ехать дальше в сторону центра. Причём, время в пути до центра города будет не сильно-то и больше, чем на метро (тем более, метро ходит примерно с той же интенсивностью, как и трамвай, а вечером вообще работает только как челнок, и надо ещё раз пересаживаться). Судя по наблюдениям, на недостаточность пассажиропотока, трамвайная линия "пожаловаться" не может.
На сайте MVG можно посмотреть схему и сравнительные фотографии с разных точек вдоль линии - до и после её строительства.

И, наконец, буквально неделю назад, 15 декабря 2013 года открыли продлённую на одну остановку линию 19-го маршрута до вокзала Pasing. Раньше трамваи разворачивались в районе Pasing на площади Marienplatz:


Новых фотографий не покажу, но вот схема довольно наглядно показывает, что ради трамвая серьёзно ограничили движение автотранспорта:

Транзитное движение по улицам, где ходит трамвай, закрыто.

Следующий проект, запланированный к строительству, - западная хордовая линия.

А я постараюсь в следующих постах устроить "прогулку" вдоль вышеописанных линий.

Tags: выживание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments